В Хабаровском крае с сентября 2016 года все школы готовы принять учеников с ограниченными возможностями здоровья. Теперь особые дети могут заниматься в общеобразовательных учреждениях и общаться со своими ровесниками.
Инклюзивное образование: что это?
В соответствии с федеральным законодательством, все дети имеют равные права на образование — вне зависимости от состояния здоровья, даже если у них диагностировали умственную отсталость. Ребята школьного возраста с ОВЗ имеют полное право учиться в обычном классе, с другими детьми. Такая форма обучения называется системой инклюзивного образования.
Развитие системы инклюзивного образования в Хабаровском крвае: кто, как, с кем?
Практика внедрения специального федерального государственного образовательного стандарта для инклюзивной системы в Хабаровском крае стартовала в январе 2014 года с апробации нового ФГОС. На сегодняшний день результат освоения инновационных ФГОСов — это 328 отдельных классов, в которых обучаются более 4 000 детей с ограниченными возможностями здоровья и почти 7,5 тысячи школьников, которые получают знания инклюзивно в общеобразовательных классах. Ещё 3 147 учеников — воспитанники коррекционных общеобразовательных организаций — всего их 19 краевого значения.
Сегодня в России существует два федеральных стандарта, в соответствии с которыми особые дети могут получать образование. Один из них — стандарт начального общего образования детей с различными нарушениями развития, второй — для работы с умственно отсталыми детьми.
Одно из требований ФГОСа об инклюзивном образовании — это создание безбарьерной среды в образовательном учреждении. В соответствии с федеральным законом «Об образовании», общее образование дети с ОВЗ могут получать только в учреждениях, где созданы специальные условия для обучения, — то есть, те, без которых такие школьники либо не могут учиться вообще, либо учебный процесс для них представляет сложность.
Помещения школ не только оснащают в соответствии с программой «Доступная среда», обустраивая пандусы, поручни и подъёмники для маломобильных детей, но и оборудуют специальной техникой, предназначенной как для физического, так и для психологического комфорта.
Одно из условий — предоставление услуг ассистента, который оказывает техническую помощь. Требования к их квалификации сформированы в новых стандартах.
Тьютор должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и диплом установленного образца о профессиональной переподготовке по соответствующей программе. То есть, если специалист работает со слепыми или слабовидящими детьми, нужно иметь диплом по этой специальности. Любое другое нарушение требует отдельной подготовки педагога. Что касается ассистента, он должен иметь образование не ниже среднего общего, но ему также необходимо пройти специальное обучение.